Пьянству - бой
Еще в сентябре заслуженный врач РФ, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Забайкальском крае Николай Говорин поднял вопрос о том, что в России необходимо вернуть вытрезвители, в первую очередь, хотя бы потому, что несколько сотен человек ежегодно гибнут от переохлаждения на улицах.
- Основная масса людей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, может просто погибнуть или стать объектами преступных посягательств. Так что такие люди должны быть защищены. В зимний период у нас до 40 тыс. людей погибают именно в состоянии алкогольного опьянения от внешних причин, - заявил Говорин.
Согласны с Говориным и забайкальские депутаты. Например, председатель комитета по социальной политике Заксобрания Забайкальского края Игорь Лиханов заявил «Забайкальскому рабочему», что возвращать вытрезвители необходимо.
- Возвращение вытрезвителей необходимо, поскольку люди, оказавшиеся в таком состоянии, нуждаются в помощи. Возможно, подобные учреждения следует отнести к ведению МЧС или, как это было раньше, правоохранительных органов. Но, считаю, что передача функций вытрезвителя медицинским учреждениям была не совсем правильным решением. Ведь прежде после оказания медицинской помощи с попавшими в вытрезвитель людьми проводилась комплексная воспитательная работа. Граждане не хотели оказываться в таких заведениях, поскольку это могло повлиять на общественное мнение. Если же человек систематически поступал в вытрезвитель, то специальная комиссия принимала решение об его принудительном лечении от алкогольной зависимости. На сегодняшний день цепочка по работе с данными категориями между медицинскими, правоохранительными, социальными организациями разорвана, поэтому такие люди нередко теряются в социальном плане, причиняя страдания своим семьям. Значит, в решении этой проблемы нужен комплексный подход, а не так, что человек вышел из медучреждения, и дальше им никто не занимается, - отметил Лиханов.
Заместитель председателя комитета по демографической политике, качеству жизни и трудовым отношениям Законодательного собрания Забайкальского края Алексей Саклаков отметил, что во времена, когда существовали соответствующие учреждения, врачам было проще работать, поскольку помощь таким пациентам оказывали там. После закрытия вытрезвителей нагрузка упала на медицинские организации, где нет специализированных структур, которые бы занимались выведением из алкогольного опьянения, нет сил и возможностей справляться с алкогольной агрессией.
- Вытрезвители нужны, особенно в суровых условиях забайкальского климата, когда даже далеко не опустившийся, но выпивший лишнего человек может погибнуть на улице. Не случайно некоторые северные регионы России сохранили подобные учреждения, - отметил Саклаков.
Думается, конечно, что дело каждого, сколько пить, где пить и где опять же валяться. К каждому пьяному не приставишь врача или полицейского. Но у нас так принято во всем винить власть и окружающих, но не себя.
Вот таким, пропитанным ментальностью русским, просто необходимы медвытрезвители.
Дорогие алкоголики
Власти Забайкалья в числе нескольких регионов России заявили о готовности организовать вытрезвители, но при условии достаточного финансирования.
В случае более детальной проработки вопроса и достаточного финансирования вытрезвители готовы организовать власти Астраханской и Калужской областей, Забайкальского края, Чеченской республики и Республики Татарстан.
Письма с просьбой организовать пункты детоксикации для алкоголиков главам субъектов направил председатель координационного совета Общественной палаты по защите граждан РФ от наркотиков, алкогольной и табачной зависимости Султан Хамзаев.
Директор же НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Давид Мелик-Гусейнов рассказал, что организация вытрезвителей съест серьезную часть региональных бюджетов.
- Сложно сказать, сколько необходимо средств на вытрезвители — все зависит от специфики региона. Это затраты не просто на помещение и место отдыха, но и медицинские кадры, правоохранителей. Допустим, суточное вытрезвление одного пациента в центральной части России стоит порядка 2,5–3 тыс. рублей. Если принимать в среднем 30 алкоголиков в день — это затраты больше 2 млн. рублей в месяц, — посчитал Мелик-Гусейнов.
Он предположил, что возможна организация «безубыточных» вытрезвителей.
- В этом случае выставляется счет тем, кто туда попал, по факту выписки. Это от 3 тыс. до 6 тыс. рублей в зависимости от региона. Но тут возникает вопрос, кто заплатит за бомжей или безработных. Можно, как в Советском Союзе, отправлять их на 15 дней принудительных работ — отрабатывать, - рассуждает Мелик-Гусейнов.
Все было впервые и вновь
Стоит отметить, что в Забайкальском крае до 2010 года работало четыре медвытрезвителя, в 2011 оставался один – в Чите. Каждый день сюда поступали порядка 50 человек. Работали там 26 сотрудников и четыре медработника.
Тогда же заместитель мэра Читы Александр Глущенко отмечал, что медвытрезвитель содержится на деньги городского бюджета. Это самое, наверное, главное обстоятельство, которое позволяло бороться за его существование.
Городские власти в 2011 году подготовили обращение к главному федеральному инспектору, где выразили мнение о преждевременности закрытия таких учреждений, поскольку они дают возможность контролировать криминогенную ситуацию, а также обеспечивать общественный порядок в городе.
Идите, куда хотите
Но в октябре 2011 года медвытрезвители были выведены из структуры управления внутренних дел Законом «О полиции». 15 июля в Чите был закрыт вытрезвитель по улице Шестиперова.
25 октября губернатор края Равиль Гениатулин дал поручение правительству разработать порядок действий на случай обнаружения на улицах зимой нетрезвых граждан.
4 ноября в Чите сгорело здание, где ранее располагался городской вытрезвитель. 8 ноября мэр Читы Анатолий Михалев потребовал от краевых властей решить проблему с вытрезвителями, поскольку с наступлением серьезных холодов «город потонет в обморожениях».
Тогда же власти Забайкальского края разработали порядок того, куда следует доставлять с улиц пьяных граждан в отсутствие вытрезвителя. Часть людей доставляли в наркологический диспансер, тех, кому нужна была помощь врачей, – в первую городскую больницу. Тех же, кто неадекватно себя вел, – в полицию.
Уже в 2012 году на базе наркодиспансера открыли отделение помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, рассчитанное на 20 человек.
В общем-то, алгоритм действий разработан и, наверное, даже отлажен. Но не медикам же воевать с пьяными дебоширами, за которыми и уход определенный нужен, и досмотр.
В принципе, здесь стоит поддержать идею Мелика-Гусейнова и брать плату за нахождение в медвытрезвителе с самого доставленного. И для бюджета не так накладно, и по карману бить начнет, может, тогда люди поймут, что пить надо в меру и по улицам не шататься, а то, если не замерзнешь, так ограбят или, не ровен час, убьют.