Таким образом, все то, что способствует быстрому проникновению алкоголя в кровь и, следовательно, усиливает его действие, несомненно обусловливает и возникновение острого алкогольного сумеречного состояния.
Такая постановка вопроса вполне гармонирует с мнением Э. Крепелина о важности значения темпа действия экзогенных вредностей при возникновении так называемого экзогенного типа реакции. Из сказанного следует, что для возникновения острого алкогольного сумеречного состояния важна не только доза алкоголя, но и темп его действия.
Мы обратили также внимание на то обстоятельство, что острое алкогольное сумеречное состояние в большинстве случаев возникало в условиях, когда имелось внешнее препятствие для проявления наркотического действия алкогольной интоксикации (вынужденное бодрствование). Это дает основание думать, что в генезе острого алкогольного сумеречного состояния существенную роль играют факторы, вызывающие перевозбуждение центральной нервной системы и препятствующие наступлению наркотического сна, что физиологически может быть понято как срыв охранительного торможения, наступающий под влиянием алкогольной интоксикации.
Среди факторов, препятствующих наступлению наркотического сна, как нам кажется, имеет значение еще один момент—передвижение на транспорте, который, своеобразно действуя на кору головного мозга (может быть, через вестибулярный аппарат), усиливает в ней торможение, не доводя, однако, его до полного сна. Таким образом, облегчается возникновение различных фазовых состояний (состояние между бодрствованием и сном), клиническим выражением которых является острое психотическое состояние.
По-видимому, этим и объясняется частое возникновение острых алкогольных сумеречных состояний во время передвижения на транспорте (в поезде, трамвае, автомобиле, на мотоцикле и т.д.). Нам удалось даже наблюдать возникновение острого алкогольного сумеречного состояния во время езды верхом на лошади.
Следовательно, говоря об этиологических факторах в возникновении острых алкогольных сумеречных состояний, необходимо выделить основной этиологический фактор (алкоголь) от добавочных, ослабляющих организм» факторов (бессонница, переутомление, поездки на транспорте и т .д.). Все эти факторы, дополняя друг друга, играют существенную роль в сложных этиопатогенетических механизмах указанных выше психотических состояний.
Мы не можем согласиться с имением ряда авторов, утверждающих, что будто бы «патологическое опьянение» не повторяется в жизни субъекта. Это положение теоретически маловероятно, так как все другие клинические формы психических заболеваний, в том числе и алкогольного происхождения, могут повторяться. Отсутствие повторных криминальных случаев при этих болезненных состояниях также не говорит о том, что этого рода психотическое состояние бывает в жизни субъекта единст венный раз. Возможно, что оно и бьтает несколько раз, но ввиду скоротечности и тем более при отсутствии какого-либо криминального действия, никем не регистрируется.
