Но ее устранение не означает автоматической ликвидации всех иных причин алкоголепотребления. Проанализируем их. Начнём с вопроса о том, что привлекает в алкоголе отдельных лиц.
Алкоголь используется этими лицами для регулирования своего психофизиологического состояния. Одной из причин употребления спиртных напитков является то, что состояние опьянения приносит личности некое удовольствие, помогает ей временно снять нервное напряжение. К обманчивому действию алкоголя такие лица прибегают для приглушения чувства усталости, моральной неудовлетворенности, из желания уйти от реальности с ее заботами и переживаниями.
Одним алкоголь помогает преодолеть на время психологический барьер и установить эмоциональные контакты. Для других, особенно несовершеннолетних, он выступает в качестве средства ложного «самоутверждения», возможности показать «мужество», «взрослость».
Не следует понимать так, будто уровень употребляемых спиртных напитков точно соответствует общей потребности всех потребителей алкоголя в облегчении им контактов, снятии психического напряжения, преодолении чувства усталости и т. д. Нет, эти потребности дают лишь первоначальный толчок превращению употребления спиртного в более или менее массовое явление.
Гораздо опаснее оказалось то, что прием алкоголя позволяет человеку регулировать свое эмоциональное состояние, испытывать удовольствие от состояния опьянения. Такое использование наркотизирующего свойства алкоголя стало одной из основных сил, и поныне движущих потреблением спиртных напитков.
Существуют и другие причины, «толкающие» лицо на употребление спиртных напитков. Это — «алкогольные» привычки и обычаи лиц, составляющих его ближайшее окружение. Многие, не очень задумываясь, следуют заведенному «порядку» употреблять спиртные напитки по всевозможным поводам, в различных ситуациях. Усиливает тягу к алкоголю низкая личная культура и все, что ее порождает. Способствуют этому также явления, благоприятствующие бесконтрольному употреблению спиртных напитков. Так, урбанизация и «анонимность» городского поведения расширили условия, позволяющие значительному числу людей длительное время скрывать от родственников, знакомых и сослуживцев свое пристрастие к алкоголю.